"Взрывного спроса, как на обычные продукты в марте, у нас не было. Но за период самоизоляции все наши запасы продукции разошлись, чего у нас давно не было", - уточняет он.
По его мнению, пока такой повышенный спрос больше объясняется желанием россиян в отсутствии возможности сходить в ресторан как-то побаловать себя качественной едой. Но по окончании пандемии тренд на органическую и в целом более здоровую продукцию наверняка закрепится, уверен эксперт. И в перспективе трех лет производство органических продуктов питания вырастет минимум в пять раз, оценивает Коршунов.
Эксперт считает, что коронавирус уже позволил ощутить ценность органического производства как одного из факторов формирования крепкого иммунитета через качественное здоровое питание. С другой стороны, система органического производства сама формируется по принципу самоизоляции. Здесь используются местные ресурсы, в идеале используется замкнутый цикл производства, формируется свой банк семенного и посадочного материала. Плечо поставок свежей натуральной органической продукции короткое, потому что в ней не используются консерванты, сроки ее хранения небольшие.
"В производстве органической продукции используются отечественные средства производства, снижается зависимость от импортных поставок. Это экологичный и устойчивый вариант продовольственной безопасности страны", - говорит эксперт.
Вместе с тем, он признает, что органическая продукция - достаточно дорогая продукция. В этом смысле более доступной для потребителя может стать "промежуточная" "зеленая" сельхозпродукция.
Поручение создать защищенный бренд отечественной чистой "зеленой" агропродукции российский президент Владимир Путин дал правительству в феврале 2019 года. По словам главы государства, такой бренд должен подтверждать, что в производстве используются только безопасные для здоровья человека технологии, а также "заслужить гарантии высокого качества и на внутреннем, и на внешнем рынках". В 2019 году Минсельхоз разработал соответствующий проект федерального закона, выделяющий "зеленую" продукцию в отдельный сегмент, отличный и от органических продуктов питания, и от массового рынка. Эта продукция будет продаваться под национальным брендом "Зеленый стандарт".
"Основная характеристика "Зеленого стандарта" заключается в возможности комбинирования различных технологий производства сельскохозяйственной продукции. И в том числе интенсивной технологии с применением минеральных удобрений с особыми показателями чистоты минеральных удобрений. Сертификация "зеленой" сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия будет проходить на основе требований государственных национальных стандартов, вступивших в силу в марте этого года", - поясняет основатель "Зеленого клуба", президент Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев.
По его мнению, "Зеленый стандарт" позволит обеспечить население доступными и здоровыми продуктами питания и поддерживать высокую рентабельность отечественного агробизнеса за счет интенсификации сельхозпроизводства и при сохранении